Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Правила занятий с малышом

Логопедические занятия с ребенком могут включать:

  • пальчиковые игры;
  • гимнастику на развитие артикуляции;
  • игры для развития слуха, звукоподражание, логоритмику;
  • декламацию стихов и скороговорок.

Заниматься с ребенком необходимо ежедневно, тщательно продумывая ход занятия, увлекая его. Если ему будет неинтересно, то необходимых навыков малыш не приобретет.

Начиная логопедические занятия дома, нужно помнить о следующих правилах:

  • Продолжительность урока необходимо увеличивать постепенно. Первый может продлиться не больше 3 – 5 минут.
  • Занятие должно быть интересным и вызывать у ребенка желание обучаться. Заставлять малыша что-то делать против его воли не стоит, иначе он может отказаться от выполнения упражнений совсем.
  • Можно устраивать короткие занятия, но по нескольку раз в день.
  • Если у ребенка что-то не получается, нельзя на него кричать. Нужно постараться найти причину «непослушного язычка» и исправить её.

Пальчиковые игры

Логопедические занятия для детей должны включать в себя пальчиковые игры, поскольку они способствуют развитию мелкой моторики. Учеными давно доказана прямая связь между руками и частью мозга, отвечающей за развитие речевых навыков.

Разучивание текстов в сочетании с пальчиковой гимнастикой помогает развивать такие навыки, как:

  1. умение мыслить пространственно, выражать свои эмоции;
  2. воображение;
  3. внимание.

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

У ребенка помимо улучшения речи наблюдается ускорение быстроты реакций. Занятия, проводимые в игровой форме, помогают лучше запоминать текст и делают речь более выразительной.

Для получения необходимого результат заниматься с ребенком нужно ежедневно, тратя на это около 5 минут времени.

Упражнения на развитие моторики пальчиков:

  • Цветочек. Ладони сложены вместе, пальчики направлены вверх. Из ладошек складываем цветочный бутон, прижимая их друг к другу. Ребенок произносит вслух четверостишие:
    Солнце поднимается,
    Цветочек раскрывается,(пальчики нужно развести в стороны, но ладошки остаются прижатыми)
    Солнышко садится,
    Цветочек спать ложится (пальчики надо вернуть в исходную позицию).
  • Кошечка. Ладони лежат на столе, собраны в кулак. Ребенок произносит слова «Кулачок – ладошка. Я иду как кошка» и расправляет пальчики, не отрывая ладоней от поверхности стола, а потом снова сжимает. Повторить упражнения три – пять раз.
  • Летит птичка. Руки скрещены перед собой, ладонями к лицу. Нужно зацепить между собой большие пальцы. Это будет «голова», а крыльями выступят ладони. Махать ими нужно, не разъединяя пальцев.
    Птица полетела (машем крылышками),
    Села – поседела (ребенок разъединяет ладони и прижимает их к груди),
    Дальше полетела.

Перед тем как начинать выполнять логопедические упражнения, необходимо провести артикуляционную разминку. Специализированная гимнастика помогает укрепить мускулатуру артикуляционного аппарата и подготовить его к проведению логопедических занятий.

Артикуляционная гимнастика представляет собой набор упражнений, предназначенных для укрепления мышц губ и языка. Именно они отвечают за произношение звуков. Если мышцы языка недостаточно развиты, то речь будет звучать нечетко.

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Делать гимнастику необходимо перед зеркалом. Тогда ребенок сможет контролировать правильность выполнения движений. Ему очень важно наблюдать за движениями губ и языка. Так малыш быстрее поймет, какое положение они должны занимать, чтобы произносить звуки правильно.

Артикуляционные упражнения нужно выполнять дважды в день. Продолжительность занятия – 5…7 минут. В итоге ребенок сможет научиться говорить не только правильно, но и максимально четко и понятно.

https://www.youtube.com/watch?v=d5D5Vn2w9FA

Артикуляционный комплекс:

  • Губы растянуть в улыбке, но зубы не должны быть видны. Зафиксировать положение на 30 секунд.
  • Широко улыбнуться, открыв зубы. Зафиксироваться на полминуты.
  • Немного приоткрыть рот, положить расслабленный язык на поверхность нижней губы. Шлепать им, проговаривая слог «ПЯ». При этом верхняя губа касается языка.
  • Рот открыт. Язык надо вытянуть вперед и попытаться свернуть его в виде трубочки. Зафиксировать положение на полминуты.
  • В медленном темпе облизывать языком губы от уголка к уголку, не отрывая языка от поверхности губ. Он должен совершить полный круг. Сначала по часовой, затем против часовой стрелки.
  • На лице широкая улыбка с приоткрытым ртом. Кончиком языка надо касаться то одного уголка, то другого.
  • Улыбка на лице с приоткрытым ртом. Кончик языка прижать к поверхности зубов и с небольшим усилием проводить по задней стенке нижнего зубного ряда. Повторить 10 раз. Упражнение повторить, но проходить языком надо по внутренней поверхности верхних зубов.
  • На лице широкая улыбка. На счет «раз» дотрагиваемся до нижних зубов, на счет «два» — до верхних. Повторить упражнения 5 раз.
  • Рот открыт. Пусть ребенок быстро высовывает и прячет кончик языка. Но он не должен касаться зубов и языка.
  • На лице широкая улыбка. Язык расслаблен и лежит на нижней губе. Выдыхая воздух, ребенок должен дуть на лежащий на столе комочек ваты, чтобы он смог двигаться.

Дополнить артикуляционную гимнастику нужно другими упражнениями. Это должны быть упражнения для развития слуха, звукоподражание и логоритмика.

Речевой слух помогает ребенку понимать, различать и воспроизводить звуки. Если он недостаточно хорошо развит, то речь у малыша нечеткая и содержит ошибки.

Примеры упражнений на развитие речевого слуха:

  • Ребенку необходимо продемонстрировать предметы, способные издавать звуки. Это могут быть ложки, барабан, трещотки и другие. Затем необходимо дать малышу прослушать звучание каждого. Потом он поворачивается спиной и угадывает, какой из предметов прозвучал. Целью упражнения становится совершенствование речевого слуха и закрепление навыка в различии звуков.
  • Взрослый берет в руки колокольчик. Ребенок стоит у стены с закрытыми глазами. Взрослый передвигается по комнате и периодически звенит в колокольчик. Задача малыша – указать на звучащий колокольчик рукой, не открывая глаз.

Развитие звукоподражания – еще одна часть логопедических занятий. Для упражнения используется сюжетная картинка в соответствии с возрастной группой ребенка. Это может быть, например, изображение девочки, укачивающей куклу. Пусть ребенок начнет воспроизводить укачивающие движения и баюкает воображаемую куклу. Важно контролировать его артикуляцию.

Хорошие результаты дают игры, основанные на подражании голосам животного мира. Такие логопедические упражнения будут более интересными, если в ходе занятия будут использоваться изображения животных/птиц, их фигурки и фигурки детенышей.

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Примером может послужить игра в комарика. На картинке должен быть нарисован комар. «Давай познакомимся с комариком. Его зовут Арсений. Он много летает и часто поет свою любимую песенку – «З-З-З». Давай мы тоже будем ее напевать вместе с Арсением! «З-З-З».

Потом предложите малышу поймать комарика и послушать, как он поет свою песню. Хватаем пустой воздух кулаком, прислушиваемся и поем комариную песню – «З-З-З».

Взрослый человек читает стихотворение вслух и воспроизводит описываемые в произведении движения. Очень важно заранее подобрать соответствующее музыкальное сопровождение. Потом дети повторяют увиденное.

Логопедические занятия с ребенком должны включать чтение вслух разных детских стихов. Учить с ребенком сложные стихотворения не стоит, лучше начинать с простых четверостиший.

Отличных результатов можно добиться, если логопедические занятия для детей будут включать скороговорки. Они представляют собой короткие рифмованные предложения. Они помогают сделать речь четкой, хорошо поставленной, а также расширяют словарный запас ребенка и улучшают дикцию.

Вы можете также придумать собственную скороговорку, о том как это правильно сделать читайте в разделе «Развитие речи» на нашем сайте.

Самостоятельные логопедические занятия с детьми помогут решить проблемы с простыми дефектами. При наличии серьезных нарушений исправлением речи должен заниматься профессионал.

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Логопедические занятия для дошкольника должны проходить в игровой форме, иначе малыш может не захотеть заниматься. Проводите занятия регулярно, 2-3 раза в день. Начинайте с 3-5 минут, постепенно увеличивая время урока до 15-20. Лучшее время для занятий — после завтрака и после дневного сна. Отложите упражнения, если ребёнок в плохом настроении, болен или устал.

Упражнения для памяти для детей. У ребенка плохая память: что делать

У деток дошкольного возраста игры для развития речи признаются наиболее эффективным методом устранения различных речевых дефектов.

Игра, направленная на улучшение речевых возможностей, не только привлекает ребенка своей увлекательностью, но и является наиболее полезной из всех методов развития этого важнейшего навыка. Логопедические занятия для детей, проводимые в игровом формате, способствуют развитию речи, закреплению новых слов, формированию правильного произношения звуков. Дополнительно закладывается будущая основа для познавательной деятельности и развития умственных способностей.

Вот примеры основных видов занятий, направленных на развитие богатства речи у детей:

  • Дополнение предложения: летом листики на клёне зеленые, а с наступлением осени…; грибы мы собираем в …, а помидоры – на … и т.д.
  • Завершение предложения: я хочу….; я могу…; я нарисую… и т.д.
  • Описание предмета: ручка – новая, красивая, цветная…; ромашка – белая, красивая, летняя…; речка – глубокая, широкая, прозрачная…и т.д.
  • Названия домашних и лесных животных с детенышами: петух, курица, цыплята; заяц, зайчиха, зайчата и т.д.
  • Большое – маленькое (ребенку необходимо к предложенному слову подобрать уменьшительно-ласкательное): ваза – вазочка, мышь – мышка, листок – листочек и т.д.
  • Поймай мячик (логопед бросает мяч и называет существительное, задача ребенка – преобразовать его в прилагательное): осень – осенний, береза – березовый и т.д.
  • Выражение несогласия/согласия (задача занятия – сформировать у ребенка способность к утверждению либо оспариванию предложенной мысли с умением обосновывать свое мнение): Скоро начнется дождик – Нет, потому что на небе нет облаков.
  • Словообразование (в предложенном слове нужно заменить конкретный звук): белка – булка, сам – сом, дать – дуть.

Постарайтесь выполнять упражнения используя картинки, детки их очень любят.

Рекомендации для педагогов, родителей, учащихся.

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Многим знакома ситуация, когда вдруг выскочил из головы нужный номер телефона или о дне рождения друга вы вспомнили лишь на следующий день ….Не пугайтесь, такие провалы редко бывают признаками болезни. Скорее всего, во всем виноваты усталость, весенний авитаминоз … как известно, абсолютной памяти не бывает, но память можно значительно улучшить, если ее регулярно тренировать.

Вот 10 простых упражнений, которые можно делать в течение дня. Итак, мы тренируем память.

Упражнение номер 1.Время от времени меняйте свои привычки: причесывайтесь не правой рукой, а левой (или наоборот, если вы левша.Пытайтесь писать иногда левой рукой.Придумайте сами, что еще вы можете делать левой (или правой) рукой. «Таким Образом вы Активизируете ту Сторону Мозга, Которая Практически не Используется в Повседневной Жизни», — объясняет американский исследователь доктор катц.

Упражнение номер 2.»Включайте» все свои органы чувств, как любопытный ребенок: смотрите, щупайте, прислушивайтесь, принюхивайтесь … нужно стимулировать память непривычными способами. Благодаря этому расширяется возможность работы мозга. Чем больше органов чувств вы используете, тем прочнее запечатлеется увиденное в вашем мозгу.

Упражнение номер 3.Читая (достаточно быстро) какой-нибудь текст, отмечайте при этом каждую удвоенную «н» или другую букву. Выполняйте упражнение без пауз, не расслабляясь. Вы довольно быстро обнаружите, что способность концентрировать внимание значительно улучшилась.

Упражнение номер 4.Спрашивайте себя, как в детективном романе: что я делал в это время вчера? Где я в это время был? А что я делал два часа назад?И тогда ваше внимание будет активизировать мозг, кратковременная память улучшится.

Упражнение номер 5.В быстром темпе маршируйте на месте. Каждый раз, когда ваше левое колено поднимается, дотрагивайтесь до него правой рукой. И наоборот. Движения должны быть настолько энергичны, чтобы взмах руки был выше головы в тот момент, когда колено опускается. Такая тренировка улучшит координацию движений и заставит работать дотоле заблокированные участки мозга. Перекрестные движения его половины активизируют.

Упражнение номер 6.Представьте себе, что к кончику вашего носа прикреплена кисточка для рисования. С помощью этой кисточки нарисуйте в воздухе цифру «8» вашим любимым цветом.Старайтесь, чтобы движения были свободными и аккуратными. Дышите ровно, плечи расслабьте. Это перекрестное движение уставший мозг освежит. Стресс, запечатленный при этом в памяти, стирается.

Упражнение номер 7.Тренировать память можно даже стоя в автомобильной пробке. Этим вы не только развлечете себя и своих спутников, но разовьете вашу языковую фантазию. Посмотрите на номера машин вокруг себя. Из букв, стоящих на номерах машин, быстро придумайте предложение, например: гну — гуляйте на улице». Благодаря этому упражнению вы научились лучше замечать знаки даже в критической ситуации.

https://www.youtube.com/watch?v=7hB2q6NMD64

Упражнение номер 8.Представьте себе, что вы должны написать рассказ о том, как учились. Кто ваша лучшая подруга была? Вспомните во всех подробностях класс, в котором вы учились. В памяти всех ваших одноклассников и учителей восстановите. Прекрасное упражнение для тренировки памяти на лица.

Упражнение номер 9.Используйте силу внушения какого-нибудь положительного лозунга (фразы), благодаря которому вы легче достигнете цели, так как с его помощью гасится негативное восприятие проблемы. Внимание! Только в том случае, если перед важным разговором вы боитесь, что память вас подведет, придумайте предложение, которое ежедневно повторяйте с закрытыми глазами, например: «Я Знаю все, что мне Нужно Знать, и я Совершенно Спокоен».

Упражнение номер 10.С помощью вспомогательной системы «Число — Картинка» вы легко сможете запомнить до 12 различных предметов.Итак, нарисуйте 12 маленьких картинок очень схематично: свечку, лебедя, кактус с тремя стеблями, листочек клевера с четырьмя зубцами, руку с пятью пальцами, поднятый хобот слона, развевающийся в левую сторону флаг, маленькие песочные часы, курительную трубку, стоящую на черенке, человека рядом с большой литаврой, два фонарных столба, часы.

Нетрудно заметить, что картинки символизируют числа от 1 до 12. Выучите символы наизусть: «свеча — 1, лебедь — 2, кактус — 3» — и так далее. Когда вы усвоите эту последовательность, то после небольшой тренировки вы легко сможете использовать этот ряд на практике.Делайте эти упражнения каждый день, обучите им ваших детей — и тогда вы навсегда забудете о забывчивости.

Прежде, чем обращаться к специалисту, нейропсихологу, родителям следует проанализировать и устранить возможные источники проблемы.

Переутомление, недосыпание, несбалансированный рацион – вероятные ответы на вопрос, почему у ребенка плохая память. Активный отдых на свежем воздухе, 8-ми часовой сон в хорошо проветренном помещении обеспечат питание, а значит и развитие клеток головного мозга у детей.

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Также на его работу благотворно влияют продукты:

  • фосфор (рыба);
  • Омега-3 кислоты (льняное масло, жирные сорта рыбы);
  • холин (яичный желток);
  • глюкоза и клетчатка (цельное зерно);
  • сложные углеводы (бобовые);
  • витамин В (молочные продукты);
  • железо и цинк (мясо, печень).

Как и любое другое умение, способность запоминать информацию совершенствуется при регулярных занятиях. Начинать тренировки можно в любом возрасте.

Малышам полезно читать сказки, особенно фольклорные, где множество повторений, коротких простых слов. Легко запоминаются потешки с созвучными рифмами. Одно из самых эффективных упражнений на развитие памяти , речевых навыков у детей – заучивание стихотворений.

Со свойствами сознания: мышлением, вниманием, двигательной и зрительной памятью взаимодействует мелкая моторика. Совершенствование навыков делать точные движения пальцами – идеальная гимнастика для детского мозга. Поэтому малышам полезно лепить, играть с крупами, горохом, катать предметы по поверхности стола.

Деткам постарше рекомендована пальчиковая гимнастика для развития внимания:

  1. Согните руки перед грудью, чтобы ладони были параллельно полу на одном уровне. Попеременно сжимайте то левую, то правую кисть в кулак.
  2. Сожмите кулаки на обеих руках. На одной руке поднимайте большой палец вверх, на второй показывайте кукиш. Одновременно чередуйте жесты.
  3. Поставьте руки перед грудью большим пальцем вверх. Одновременно сгибайте внутрь указательный и средний пальцы на одной ладони, мизинец и безымянный на второй. Чередуйте, увеличивая скорость.
  4. Прижмите друг к другу ладони на уровне груди. Разведите слегка пальцы так, чтобы они были прижаты: мизинец к мизинцу, указательный к указательному и т.д. Средние и большие пальцы остаются выпрямленными. Остальные попарно сгибайте.

В детском возрасте очень важно поддавать мозг активным тренировкам. Так уж сложилось, что современные дети слишком мало времени уделяют активным играм, тем самым отдавая предпочтение компьютерам и телевизорам.

https://www.youtube.com/watch?v=u89h5V71Fbw

Для того чтобы движение имело место в жизни детей, с раннего возраста приучайте их делать утреннюю гимнастику. Кроме этого деток стоит отдавать на всевозможные секции: танцы, борьба, футбол, катание на коньках и так далее.

Старайтесь разнообразить хобби вашего ребенка. Вы можете выбрать несколько кружков. Если такой возможности нет, наблюдайте за интересами малыша и давайте возможность ему экспериментировать со своими занятиями.

Следите за питанием ребенка. Не забывайте о продуктах, которые содержат в себе витамины и минералы.

Приучайте ребенка к умственным играм, например «в города», «слова на одну букву», «ассоциации». Учите с ним стишки и скороговорки.

Мозг – это орган, хоть и очень сложный, и его можно и нужно тренировать! Известно, что люди, занимающиеся умственным трудом, дольше остальных сохраняют ясность мышления. Это объясняется как раз тем, что они активно «шевелили мозгами» на протяжении всей своей жизни, то есть держали орган в тонусе!

Чтобы понять, как улучшить память взрослому человеку при помощи упражнений, нужно разобраться, по какому принципу человеческий мозг работает с информацией. В упрощённом виде алгоритм действий выглядит так:

  • восприятие информации;
  • закрепление полученных данных;
  • извлечение нужных сведений.

Логопедические занятия в домашних условиях

Мы привыкли думать, что логопеды нужны только тем детям, которые произносят не все звуки. Чаще всего проблемы вызывают «р», «л», «ц», шипящие. Однако бывает и так, что малыш освоил произношение, но всё равно говорит нечётко, тихо, невнятно, непонятно, пропускает звуки или слоги, путает их. Поэтому логопедические упражнения направлены не только на постановку звукопроизношения, но и на общее развитие речи.

Пальчиковые игры

Упражнения для памяти. 10 упражнений для тренировки памяти

Мозг — такая штука, которая очень любит лениться. Чуть подвернулась возможность, он «отключается» и начинает «маяться дурью».Чтобы его немного попинать и потренировать память, предлагаю несколько интересных упражнений из книги Анхельс Наварро «Память не изменяет».

Упражнение 1

Сложность **

Запоминайте в течение минуты расположение точек и линий в первых четырех строках. Затем, не глядя на них, добавьте недостающие линии в нижних четырех строках.

Упражнение 2

Сложность *

Придумайте ассоциации для цифр и слов в соответствии с их внешней формой. Можете потратить на это столько времени, сколько вам необходимо. Затем закройте их и ответьте на предложенные вопросы. Ответьте на вопросы:1. Какая цифра соответствует снеговику?2. Какие цифры соответствуют оврагу и свече?3. Какие цифры соответствуют паруснику, яйцу и змее?4. Какие цифры соответствуют воздушному шарику, птице, детской горке и утке?

Упражнение 3

Сложность *

Рассматривайте в течение 20 секунд фигуру слева. Затем, не глядя на нее, скажите, какая из четырех фигур справа ей идентична.

Упражнение 4

Сложность *

Запоминайте в течение необходимого вам времени список покупок. Затем, не глядя на него, скажите, какой из представленных внизу списков — правильный. Обратите внимание на то, что очередность могла измениться.

Упражнение 5

Сложность ***

Запоминайте группу животных, изображенную на картинке, в течение одной минуты. Затем, не глядя на рисунок, запишите на листе бумаги названия животных в алфавитном порядке.

Упражнение 6

Сложность ***

Изучите два списка слов. В правой колонке находятся анаграммы к словам из левой. Свяжите каждое слово из левой колонки с соответствующим ему из правой и запомните их.Посмотрите на колонки, которые расположены ниже, и вслух назовите слова, которых не хватает.

Упражнение 7

Сложность **

Проведение логопедических занятий в домашних условиях

Запоминайте одежду, предметы и имена этих четырех девочек в течение полутора минут. После этого закройте рисунок и ответьте на вопросы, приведенные внизу. Снова посмотрите на оригинал и исправьте свои ошибки. Ответьте на вопросы:1. У кого на голове синие бантики — у Марии или Бибианы?2. Как зовут девочку в синих сапогах?3. У кого из девочек челка и костюм в горошек?4. У кого из девочек есть котенок — у Хуаны или Бибианы?

Упражнение 8

Сложность **

Запоминайте следующие пары изображений и слов в течение 30 секунд. Затем напишите эти слова на листе бумаги в том же порядке, не глядя на рисунок. Совет: ищите связь между объектами и словами, ассоциации облегчат запоминание.

Упражнение 9

Сложность ***

Изучайте рисунки в квадратах столько времени, сколько необходимо. Когда вам покажется, что вы все запомнили, закройте рисунок и ответьте на вопросы. Ответьте на вопросы:1. Сколько цветков с тремя лепестками изображено на рисунке?2. Сколько черных цветков изображено на рисунке?3. Сколько на рисунке цветков, у которых есть только пять лепестков, но отсутствуют любого рода дополнительные элементы?

Упражнение 10

Сложность **

Вам нужно меблировать комнату ваших детей. Ниже мы приводим цены из каталога мебели. Запоминайте их в течение минуты, затем закройте этикетки и ответьте на вопрос, приведенный ниже. Сколько денег вы потратите, если решите купить двухъярусную кровать, круглый коврик, два кресла, две лампы и двухсекционный шкаф?Если вам понравился пост, пожалуйста, поделитесь ими со своими друзьями! :)

Немало пользы в этом направлении содержит книга Т. Вуджека «Тренировка ума». Там дано много хороших упражнений для сохранения и развития интеллекта. Причем, книга адресована не только пожилым, но и молодым (во избежание последующих «неприятностей с головой»).

На первый взгляд, это – не ахти какие сложные упражнения, может, кому-то даже покажутся примитивными, но необходимую гимнастику уму обеспечивают. Если, конечно, заниматься ими регулярно, не от случая к случаю.

Например, быстро произносить по порядку буквы алфавита, приводя при этом слово на каждую букву. Или: читать стихотворение, попутно называя количество букв в каждом слове; быстро произнести 20 слов на произвольную букву алфавита с их нумерацией; за 5 минут составить возможное количество фраз с выбранным словом.

Конечно, кому-то куда интереснее читать философские трактаты, с усилием пробираясь сквозь мудреный строй фраз к их сути. Тоже – вроде бы, гимнастика ума. Но психотерапевты находят ее менее действенной, чем те простые упражнения. Потому, как чужая философия – и есть чужая: тут самому не приходится ничего придумывать.

Еще рекомендуется отгадывание кроссвордов, игра в шахматы и другое. Дело тоже, конечно, полезное. Но все это без физической систематической тренировки тела – полумеры. Оказывается, лучшие результаты достигаются лишь при взаимосвязи умственной и физической работы.

В Волгограде, например, функционирует клуб, где пенсионеры не только играют на музыкальных инструментах и в шахматы, поют, декламируют стихи, ставят одноактные пьесы, но и разучивают самые разнообразные танцы и много танцуют. И это явно идет всем на пользу. Медицина признает: такие разносторонние занятия стимулируют установление новых связей нервных клеток между собой в мозге, даже рост самих клеток. А, следовательно, снижается риск развития слабоумия.

В решение этой проблемы вносят свою существенную лепту и диетологи. Они открыто заявляют, что присутствие в быту алюминия считается одной из причин ослабления памяти и возникновения болезни Альцгеймера. Причем, вопрос ставят категорически: никаких продуктов в фольге! Они предлагают закрыть вход в дом плавленым сыркам, конфетам в блестящих фантиках, пиву в банках, йогурту, хлопьям в соответствующей упаковке. Тем более, следует отменить все деликатесы, запекаемые в фольге.

Ну а что касается самих продуктов для поддержания активности мозга, то здесь – выбор большой. Главный строительный материал ясной памяти – овсяный отвар, рыба, мясо, куры, индейки, орехи. Из молочных продуктов – нежирный творог, молоко (особенно козье), кефир. Полезны яйца (особенно желтки). Всегда надо есть гречку, капусту, бобовые, морковь, зеленый горошек, пророщенные зерна. Никогда не забывать о фруктах – арбузах, дынях, яблоках, бананах, винограде.

Известен древний способ сохранения свежести памяти: постоянное использование в пищу пряностей – имбиря, гвоздики, черного перца, корицы. Они стимулируют капиллярное кровообращение, препятствуют развитию атеросклероза, улучшают память. Кстати, для улучшения ее и умственных способностей Авиценна рекомендовал употреблять в пищу вышеназванные пряности, а еще – мускатный орех, кардамон и шафран.

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

•   Подготовка. Хорошенько, энергично потрите ладони друг о друга; разогрейте, разотрите кисти такими движениями, словно Вы их намыливаете и моете. Запястья также охватите вниманием. Их следует растереть, скользя вокруг запястья. Затем разомните, разотрите пальцы, от кончиков до оснований.

•   Упражнение 1. Для улучшения мозгового кровообращения, действуя одновременно обеими руками, надавливайте кончиками больших пальцев попеременно на кончики указательных; затем – на кончики средних; затем – на кончики безымянных и, наконец, на кончики мизинцев. Повторяйте надавливания по 15 раз.

•   Упражнение 2. Кончиками больших пальцев надавливайте на основание каждого пальца с тыльной стороны ладони, заставляя палец выпрямиться и наклониться к ладони под углом примерно 90 градусов. Не торопитесь. Выполняйте упражнение одновременно на обеих руках, всего 15-20 раз на каждый палец.

•   Упражнение-разминка для повышения внимания. Обе руки расположите на уровне груди. Одну из них сожмите в кулак, на второй пальцы выпрямите и подведите к кулаку, так чтобы безымянный палец и мизинец второй руки «смотрели» на боковую поверхность мизинца первой, сжатой в кулак. А теперь попеременно меняйте положение рук, то есть выпрямляйте сжатую и сжимайте выпрямленную.

•   Как вариант такого упражнения, выполняют растирание большого пальца, сначала на одной руке, а затем на другой.

Свойство пластичности мозга, его способность создавать новые нейронные связи и восстанавливать разрушенные до глубокой старости, доказывает, что зрелый возраст – не помеха для развития.  Упражнения для развития памяти у взрослых обязательно принесут свои плоды, нужно только тренироваться и не сомневаться в успехе.

Упражнение №1. Артикуляционная гимнастика

Начинайте каждое занятие с гимнастики, стимулирующей мышцы речевого аппарата. Предложите крохе:

  • высунуть язык как можно дальше, дотронуться кончиком языка до носа и подбородка;
  • облизать губы;
  • сделать язык широким, расслабленным; свернуть в трубочку; поднять его края (форма лопаточки);
  • «почистить» зубки, проводя языком по внутренней их поверхности;
  • водить языком по нёбу вперёд-назад (как будто маляр красит потолок).

Развитие памяти игры. Игры и упражнения на развитие памяти

Игра «Найди куклу» для детей 1,5—4 лет. Ребенок уходит в другую комнату или отворачивается, а взрослый в это время прячет куклу, потом говорит: Кукла Ляля убежала. Ах, куда она пропала? Маша, Маша (имя ребенка), поищи, С нашей Лялей попляши! (А. Ануфриева) Ребенок находит куклу, пляшет с ней. Вместо куклы можно использовать любую игрушку.

Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6-летних. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество. Игра в «Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям.

Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить»… (называется 3-7 слов). Чем больше слов малыш воспроизводит правильно, тем большего поощрения он достоин. Для детей старшего дошкольного возраста подходит игра «Нарисуй фигуру».

Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет. Игра «Кто знает больше» также предназначена для старшего дошкольного возраста. Ребенку предлагают за одну минуту назвать 5 предметов заданной формы или цвета.

Например, — 5 круглых предметов, или 5 красных предметов. Выбывает из игры тот, кто не успел назвать предметы за отведенное время. Повторы не считаются! Конечно, предложенные занятия потребуют от взрослых немало времени и сил. А возможно, и заставят отказаться от каких-то собственных интересов. Но за это родители будут вознаграждены сторицей.

пальчиковые игры

Для детишек 4-5 лет полезны упражнения, развивающие восприятие звуков. Поиграйте в такую игру: пусть ребёнок делает вид, что спит (ляжет на руки, закроет глазки), а вы будете медленно произносить слова. Услышав определенный звук (например, «а»), малыш должен «проснуться». Другие варианты той же игры: хлопать в ладоши, подпрыгивать, вставать, услышав звук.

Кроме работы непосредственно со звуками и произношением, важно в принципе развивать речь малыша. Это помогут сделать:

  •  упражнения на развитие мелкой моторики (лепка, рисование, игры с наклейками);
  •  упражнения на формирование категорий (игры с тематическими карточками или наборами картинок: «животные», «транспорт», «посуда»);
  •  занятия по расширению словарного запаса (игры в слова, чтение).

Упражнение №7. Работа с шипящими

Пожалуй, это самый трудный для малыша звук. Чтобы помочь карапузу справиться с ним, поиграйте в такие игры:

  • предложите ребёнку приоткрыть рот, положить на нижнюю губу расслабленный язык и дуть со звуком «ф» достаточно сильно, чтобы ватный шарик или карандаш катились по столу;
  • научите кроху цокать языком, изображая, как скачет лошадка;
  • изобразите барабанную дробь, постукивая кончиком языка по небу.

Отыскать пропавший звук «л» помогут такие упражнения:

  • говорить «у-у-у-у» с высунутым язычком (как будто поезд едет);
  • прижать язык между зубами и двигать им вперёд-назад, будто пытаетесь его чистить;
  • немного прикусив язычок, попробовать спеть «лек-лек-лек».

Поднесите руку ребёнка к своим губам и произнесите звук «ц». Он должен почувствовать одно прикосновение воздушной струи. Потом поднесите его руку к его губам и попросите, чтобы он повторил этот звук. При этом можно изображать, что вы говорите кому-то вести себя потише: «Тцццц».

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Проблема с произношением шипящих настолько распространённая, что встречается даже в детской классике. Например, в «Денискиных рассказах» Драгунского: «…не фыфка, не сыска, а хыхка!». Чтобы научить дошкольника произносить шипящие, попробуйте такие упражнения:

  • пусть малыш «накажет» язычок, слегка высунув его и пошлепав губами, произнося «пя-пя-пя»;
  • положите ребёнку на кончик языка маленький кусочек конфетки (мармелада или ириски) и попросите приклеить его на нёбо, прямо за верхними резцами;
  • пошипите вместе: поиграйте в змею, сдувающийся шарик, кипящий чайник.

Как улучшить память. Итак, как развивать память? Зарядка для мозга

Способ 1

Для того чтобы мозг активизировал все виды памяти, вам необходимо включить в режим дня занятия, направленные на запоминание. Чаще разгадывайте кроссворды, шарады, логические загадки, нужно играть в шахматы и по максимуму заниматься умственным трудом. Старайтесь насыщать мозг кислородом. Для этого оптимально подойдут ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Способ 2

Если вам трудно сосредоточиться и организовать время, то стоит приучить себя фиксировать план на неделю вперед. Такой простой способ позволит не забывать важные детали и все делать вовремя. Достаточно удобно использование гаджетов с функцией напоминания. Подробное расписание, список покупок и дел помогут вам быстро ориентироваться в динамичном современном пространстве.

Способ 3

Рецепторы мозга имеют способность реагировать на запахи, звуки и вкусовые ощущения. Используйте эту возможность для развития памяти. В магазине попробуйте запомнить название парфюма по запаху или разложить на составляющие. Также можно запоминать вкус блюд и ингредиенты.

  • ежедневно заучивайте наизусть четверостишия любимого поэта, повторяйте на протяжении дня;
  • разгадывайте кроссворды вместо просмотра телепередач;
  • играйте в «города» – кстати, можно обойтись и без партнёра;
  • выберите книгу по душе и читайте перед сном, а засыпая, обдумывайте прочитанное;
  • играйте в шашки и шахматы.

Есть ещё один необычный способ, как улучшить память в домашних условиях быстро. Называется этот метод «слепая ходьба». Для выполнения упражнения нужно завязать глаза и передвигаться по собственной квартире на ощупь. Во время тренировки, когда вы будете временно лишены одного из главных чувств, помогающих ориентироваться в пространстве, ваш мозг активно включится в работу, напрягая память и подсказывая, где расположены препятствия на пути. Хорошо, если друг или родственник составит вам компанию. Тогда упражнение превратится в любимую детскую игру «жмурки».

Логопедические занятия: примеры упражнений в домашних условиях

Хотите знать, как быстро улучшить память? Ежедневное полоскание рта в течение 5 минут, оказывается, положительно влияет на кровоснабжение головного мозга! Почему бы не включить это упражнение в утренний ритуал по наведению красоты? А чтобы получить двойную пользу, применяйте для полоскания не просто воду, а, например, полезный для дёсен настой зверобоя, ромашки или корня аира.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Женский журнал Craftsshop